Одним из компонентов общечеловеческой культуры является информационная культура, призванная помочь человеку ориентироваться в различных информационных технологиях и работать с ними. Проводником этой культуры стала информатика – наука о структуре и общих свойствах информации.
Однако известный психолог и педагог Л. В. Занков писал: “…Всестороннее развитие, духовное богатство не может быть достигнуто по принуждению. Подлинное духовное богатство складывается только тогда, когда человек сам тянется к знаниям, к науке, к искусству“.
Но когда же учащийся сам тянется к знаниям, к науке, к искусству, к информации? Когда активизируется познавательная деятельность учащегося? Только тогда, когда он чувствует потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес к овладению изучаемым материалом. Важно создать условия для появления у учащихся мотива к самоизменению, личностному росту.
Важнейшим понятием, определяющим сущность формирования личности, является деятельность, ее место в общественной жизни, ее влияние на развитие новых поколений. Понятие “деятельность” является одним из основных, базовых в психологии, поэтому ему до сих пор не дано однозначного определения. Большой вклад в разработку понятия “деятельность” в отечественной психологии внесли С.Л. Рубинштейн и А.Н. Леонтьев. В определении А.Н. Леонтьева вся человеческая жизнь представляет “сменяющие друг друга деятельности“. По утверждению С.Л. Рубинштейна, “психическое явление возникает и существует в процессе непрерывного взаимодействия индивида с окружающим миром, причем каждое действие обусловлено внутренними условиями, сложившимися у данного индивида в зависимости от внешних условий, определяющих его историю”. Таким образом, деятельность – это обоюдный процесс влияния человека на окружающий мир и окружающего мира на человека.
Одним из основных видов деятельности человека является познавательная деятельность. Познавательная деятельность человека представляет собой сложный процесс взаимодействия внешних и внутренних условий. Внешние воздействия являются определяющими в развитии познавательной активности личности, но по мере развития сознания человека, утверждения направленности его личности все большую роль в его деятельности приобретают внутренние условия: опыт, мировоззрение, интересы и потребности. Познавательная деятельность личности всегда связана с каким-нибудь объектом, задачей, всегда целенаправленна, в первую очередь, на те объекты и явления, которые имеют жизненное значение и интересны для личности. Проблема активизации познавательной деятельности всегда находилась в центре внимания в педагогической науке. Еще Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Ф. Гербарт, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский и другие ученые рассматривали познавательный интерес как необходимое условие обучения.
Целью обучения является формирование личности. “Ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь, а не развивается, и воспитывается, и обучается“, – подчеркивал С. Л. Рубинштейн. Это значит, что воспитание и обучение включаются в сам процесс развития ребенка, а не надстраиваются над ним. Активизацию учебной деятельности можно определить как процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодолению спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации – формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.
В отечественной педагогике второй половины XX в. проблема активизации познавательных потребностей и интересов, получила существенное развитие в ряде психолого-педагогических и дидактических исследований. Такие психологи и педагоги, как С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, В.А. Крутецкий, подчеркивали, что “активизация практически любой деятельности во многом определяется познавательным интересом“. Познавательный интерес – один из самых значимых факторов учебного процесса, который влияет как на создание оптимальной атмосферы обучения, так и на интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся. При наличии познавательных интересов учение становится важной, жизненно значимой деятельностью, в которой сам учащийся искренне заинтересован.
“Воспитатель не должен забывать, что ученье, лишенное всякого интереса, и взятое только силою принуждения… убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдёт” – писал К.Д. Ушинский.
Как все психические свойства личности, интерес зарождается и развивается в процессе деятельности. Познавательный интерес выражается в стремлении глубоко изучить данный предмет, вникнуть в сущность познаваемого. Опыт самостоятельной деятельности способствует тому, чтобы любопытство и первоначальная любознательность переросли в устойчивую черту личности – познавательный интерес.
Т.И. Шамова указывает: “…активизацию учения (познавательной деятельности) мы трактуем как мобилизацию учителем интеллектуальных, нравственно-волевых и физических сил ученика и их проявления для достижения конкретных целей обучения и воспитания, приводящих к удовлетворению его потребностей в конкретном виде деятельности“.
Для разработки системы работы преподавателя по активизации познавательной деятельности учащихся в обучении очень важно иметь в виду, что в настоящее время в мыслительной деятельности выделяют три уровня, которым соответствуют три уровня познавательной активности:
1. Уровень понимания (воспроизводящая активность). Понимание – это деятельность, направленная на усвоение готовой информации, сообщаемой книгой или учителем. Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: “Почему?”
2. Уровень логического мышления (интерпретирующая активность). Логическое мышление – это процесс самостоятельного решения познавательных задач. В процессе мышления ученик самостоятельно приходит к новым выводам. Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения. При понимании происходит осмысление и усвоение готового сообщения, а при мышлении выводится новое знание.
3. Уровень творческого мышления (творческая активность) включает в себя три этапа:
I этап характеризуется возникновением (в ходе познания или практической деятельности) проблемной ситуации, первоначальным анализом ее и формулировкой проблемы.
II этап – это поиск пути решения проблемы. Этот поиск совершается в ходе детального анализа проблемы на основе имеющихся знаний. В случае необходимости знания об изучаемом объекте исследования можно пополнить, изучая соответствующую литературу или выполняя необходимые экспериментальные исследования.
III этап – этап реализации принципа решения проблемы и его проверка. На этом этапе принцип решения реализуется в виде отдельных результатов творчества: решение новой задачи, обоснований и разработка конструкций, теорий и т.д. Полученные результаты проверяются, согласуют с другими данными и т.д. Для творческого мышления характерны не только развитость логического мышления, обширность знаний, но и гибкость, критическое мышление, быстрота актуализации нужных знаний, способность к высказыванию интуитивных суждений, решению нестандартных задач. Характерная особенность – проявление высоких волевых качеств учащегося, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы.
В учебном процессе к творческим относятся те задания, принцип выполнения которых не указан, или не известен учащимся явно. Он должен быть найден ими самостоятельно, в ходе анализа задания, на основе имеющихся знаний и накопленного опыта при решении стандартных задач. Также творческими являются задания, предполагающие самостоятельную работу учащихся по поиску, отбору и обработке большого объема информации, особенно, если тема исследования выбрана учащимися самостоятельно. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно или совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. Именно творческие задания (а в профессиональном лицее – творческие профессионально направленные задания) могут быть положены в основу работы по активизации познавательной деятельности учащихся.
Мотивы, побуждающие к приобретению знаний, могут быть различными. К ним относятся, прежде всего, социальные мотивы: необходимо хорошо учиться, чтобы в будущем овладеть желаемой специальностью, чувство долга, ответственность перед родителями и т.д. Однако, как показывают исследования, “…среди всех мотивов обучения самым действенным является интерес к предмету. Интерес к предмету осознается учащимися раньше, чем другие мотивы учения, им они чаще руководствуются в своей деятельности, он для них более значим, и поэтому является действенным, реальным мотивом учения” – Т.И. Шамова.
Из этого не следует, что обучать нужно только тому, что интересно. Познание – труд, требующий большого напряжения. Поэтому необходимо воспитывать у учащихся силу воли, умение преодолевать трудности, прививать им ответственное отношение к своим обязанностям. Но одновременно нужно стремиться облегчить им процесс познания, делая его привлекательным.
В своей книге “Великая дидактика” Ян Амос Коменский писал:
“Какое бы занятие ни начинать, нужно прежде всего возбудить у учеников серьёзную любовь к нему, доказав превосходство этого предмета, его пользу, приятность и что только можно“.
В числе основных факторов, побуждающих учащихся к активности, можно назвать следующие:
1. Профессиональный интерес является главным мотивом активизации учащихся техникума. Учащийся никогда не станет изучать конкретную ситуацию, если она не отражает реальной действительности, и не будет активно обсуждать проблему, которая к нему не имеет никакого отношения. И наоборот, интерес его резко возрастает, если материал содержит характерные проблемы, которые ему приходится встречать, а порой и решать в повседневной или профессиональной жизни. Тут его познавательная активность будет обусловлена заинтересованностью в исследовании данной проблемы, изучения опыта её решения.
2. Творческий характер учебно-познавательной деятельности сам по себе является мощным стимулом к познанию.
3. Исследовательский характер учебно-познавательной деятельности позволяет пробудить у учащихся творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний.
4. Состязательность также является одним из главных побудителей к активной деятельности учащегося. Однако в учебном процессе это может сводится не только к соревнованию за лучшие оценки, это может быть и самоутверждение перед своими одногруппниками, когда каждый стремится показать себя с лучшей стороны, продемонстрировать глубину своих знаний и умений.
5. Игровой характер проведения занятий включает в себя и фактор профессионального интереса, и фактор состязательности, но независимо от этого представляет собой эффективный мотивационный процесс мыслительной активности учащегося. Любая игра побуждает её участника к действию.
Очень большое влияние на формирование интересов учащихся оказывают формы организации учебной деятельности Использование в учебном процессе разнообразных самостоятельных работ, творческих и проектных заданий и т.д. – все это является мощным средством развития познавательного интереса, а, следовательно, активизации познавательной деятельности.
Учащиеся при такой организации учебного процесса переживают целый ряд положительных эмоций – “ситуаций успеха“, которые способствуют поддержанию и развитию их интереса к предмету. Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:
- решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения;
- самостоятельно выбирать посильное задание;
- находить несколько вариантов решения познавательной задачи (проблемы);
- отстаивать свое мнение, принимая участие в дискуссиях и обсуждениях;
- объяснять более слабым учащимся то, что им непонятно.
Одним из важнейших средств пробуждения и поддержания познавательного интереса является установление в ходе обучения межпредметных связей и развертывание на их основе активной проектной деятельности учащихся. Возможность более широко применить знания, полученные в процессе изучения предмета “Информатика и ИКТ” в своей профессии, служат сильным побудительным мотивом учебной деятельности. В этом случае активная проектная деятельность учащихся колледжа поддерживается непосредственным, глубоким, внутренним интересом.