4.1. Цели и задачи обучения предмету “Информатика и ИКТ”
и средства их достижения
Ориентируясь на глобальные цели системы образования, и учитывая специфику преподаваемого мною предмета – “Информатика и ИКТ”, а также особенностей образовательного учреждения – колледжа, можно определить следующую цель обучения информатике и ИКТ: подготовка выпускников, владеющих современными технологиями, использующих их в своей жизни и профессиональной деятельности, способных адаптироваться в быстро меняющемся мире.
Исходя из этой цели, можно сформулировать следующие задачи:
1. Способствовать развитию познавательной активности и творческого потенциала учащихся, потребность осознавать, что путь к успешной будущей профессиональной деятельности лежит через умение творчески работать с информацией;
2. Помочь ученикам освоить такие приёмы работы с информацией, которые позволят расширять и углубить полученные знания самостоятельно, т. е. научить оперативно осуществлять поиск информации, производить её структурирование, находить оптимальный алгоритм обработки;
3. Формировать у каждого ученика ключевые образовательные компетенции, отдавая приоритет информационным компетенциям и компетенциям личностного самосовершенствования;
4. Способствовать формированию коммуникабельности, умению работать в команде, формированию у учащихся адекватной самооценки.
5. Реализовывать идею непрерывного обогащения информационной, коммуникативной культуры учащегося за счет индивидуальной, творческой, созидательной деятельности в процессе освоения предмета “Информатика и ИКТ”.
Поставленные задачи я реализую на всех ступенях образовательного процесса, выстраивая свою деятельность в рамках образовательных программ, в которых определены цели, задачи, содержание обучения, программное, методическое и техническое обеспечение, принципы использования программ и критерии оценки их эффективности. Реализация этих программ невозможна без активизации познавательной деятельности учащихся, которая базируется на развитии познавательного интереса.
Для поддержания познавательного интереса учащихся на уроке информатики в профессиональном лицее я применяю:
- разнообразие видов и форм ведения урока, контроля знаний (исключающие эффект “привыкания”, шаблона);
- активное использование форм самостоятельной работы учащихся, самоконтроля, взаимоконтроля;
- установление межпредметных связей с спецпредметами и производственного обучения по каждой из профессий и специальностей обучаемых;
- использование метода творческих проектов;
- создание благоприятного психологического климата.
В своей деятельности ведущую роль я отвожу установлению межпредметных связей информатики с другими, особенно специальными дисциплинами через применение проектной технологии, предполагая что если метод проектов применять как спланированную и постоянную составляющую часть образовательного процесса, то будут созданы условия для:
- формирования и развития внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению изучаемым предметом;
- повышения мыслительной активности учащихся и приобретения навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью и профессией;
- речевого развития учащихся, совершенствования коммуникативной компетенции в целом;
- развития индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании.
4.2. Система применения проектов в колледже
Метод проектов на уроках информатики активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает профессиональные интересы учащегося.
Но каждый урок не может быть свободным, учитывать только интересы учащегося, так как это лишает процесс обучения систематичности и снижает уровень обучения. Разумно совместить их путем включения профессионально направленных заданий и элементов проектной деятельности в обычный урок. Такая форма работы обеспечивает учёт индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для активизации познавательной деятельности.
При этом в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей в процессе выполнения творческой работы.
Оптимальным является проведение уроков повторения или обобщения пройденного материала в форме проектов. Проекты при этом могут быть небольшие (на один урок) и более длительные, часто рассчитанные на расширение образовательной деятельности в виде самообразования в рамках самостоятельной работы дома или в процессе работы факультатива по информатике.
За время работы у меня сложилась следующая система:
1. Еще до урока информатики, на спецпредметах или предметах общеобразовательного цикла, учащимся предлагаются задания, выполнять которые они будут с применением компьютера (в основном в форме проекта).
2. Учащиеся подбирают необходимые текстовые и графические материалы (при необходимости обращаясь за помощью к учителю информатики и учителю – предметнику).
3. На уроках информатики происходит более качественная отработка навыков применения современных информационных технологий на базе заданий с профессиональной направленностью. При этом готовятся методические материалы по разным предметам (в том числе общеобразовательным), проводятся численные эксперименты. Таким образом, происходит более глубокое усвоение материала как по информатике, так и по спецпредмету.
4. На спецпредметах и производственного обучения применяются ранее подготовленные методические материалы, используются результаты численного эксперимента, а также подчеркивается значение компьютерной техники в будущей профессии обучаемого.
5. Во внеклассной работе также используются результаты творческих работ учащихся, выполненных на уроке информатики.
4.3. Профилированная программа по информатике
Профилированные программы по информатике предназначены для более глубокого изучения дисциплины с учетом будущей профессии обучаемого. Практические занятия на компьютере играют важную роль в выработке у учащихся навыков применения полученных знаний для решения практических задач профессиональной направленности. Профилированная программа призвана углублять, расширять, детализировать знания, полученные на уроках в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности.
В колледже базовыми специальностями являются ” Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)”, ” Информационные системы (по отраслям)”, ” Механизация сельского хозяйства”, “Автомеханик”. Но, не смотря на то, что профессии достаточно сильно отличаются, применение профилированной программы позволяет добиваться стабильно положительных результатов обучения.
Творческий характер является неотъемлемой частью предлагаемой системы и требованием к любой задаче (заданию). На уроках информатики применение ИКТ позволяет учащимся заниматься исследовательской работой при решении задач из различных областей (профессиональные, физические, математические, экономические задачи). При этом они должны научиться чётко формулировать задачу, решать ее и оценивать полученный результат.
Итак, на уроках информатики применяются следующие виды творческих заданий:
- самостоятельное составление задач учащимися;
- творческие задачи (требующие самостоятельной постановки, описания, использования специальных и межпредметных знаний);
- конкурсы творческих работ;
- подготовка рефератов;
- составление кроссвордов по различным темам;
- создание информационных описательных и расчетных моделей по информатике и спецпредметам;
- составление тестов для контроля знаний по предмету, а также по заказу преподавателей специальных и общеобразовательных дисциплин;
- проекты по созданию учащимися готового мультимедийного продукта.
Работа, организованная в рамках технологии проектного обучения, интересна и мне и моим учащимся. С каждым годом их работы становятся все разнообразнее и интереснее. Постепенно они включаются в поисковую деятельность. Учащиеся приобретают навыки работы с информацией, собирая материал из различных источников, проявляют свою творческую фантазию.
Проектная деятельность имеет большие преимущества перед традиционной методикой:
1. Прежде всего, данная технология позволяет формировать ключевые компетенции учащихся.
2. Во-вторых, реализуются принципы личностно-ориентированного обучения, при котором учащиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами.
3. В-третьих, она дает возможность обеспечить содержательное единство тем проектов по предмету.
4. В-четвертых, можно оказать помощь другим учителям, мастерам п/о и учащимся, которые могут воспользоваться готовыми проектами в своей работе.
5. И, наконец, это положительные результаты в учебно-воспитательном процессе.
На завершающем этапе проектной деятельности всегда подводятся итоги работы учеников, дается качественная оценка проделанной работы по осуществлению проекта, всего узнанного и приобретенного. Она, безусловно, положительная, даже если проект осуществлен не на 100% или при выполнении задания не все получилось. Подводятся итоги и воспитательного характера. Групповая работа, совместное взаимодействие, творчество учеников, их самостоятельность – все это, несомненно, положительные результаты, требующие обобщения и оглашения. Презентация работы важна в первую очередь для ученика.
Один из основоположников метода проектов Джордж Дьюи писал: “Активное, настойчивое и внимательное рассмотрение какого бы то ни было мнения или предполагаемой формы знания, при свете оснований, на которых оно покоится, и анализ дальнейших выводов, к которым оно приводит, и образует рефлективное мышление”.
Таким образом, общая идея организации проектной деятельности в колледже следующая: это поиск решения интересной “жизненной”, профессиональной задачи, для которого требуются знания, как в области теоретической информатики, так и навыки владения информационными технологиями. Выполнение и оформление таких проектов требует от учащегося умения работать с различным программным обеспечением, а также предусматривает интеграцию знаний по различным предметам.